МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Многопрофильная гимназия № 56 им. Мирзабекова А.М.» ПРИКАЗ «О»» сентябрь 2022г. Махачкала JW йк - П «Об организации работы над индивидуальными проектами учащихся 10 классов в 2022-2023 учебном году» В соответствии с'Федеральным Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3 в целях реализации ООП СОО МБОУ «Гимназия №56» в части подготовки учащихся 10 классов к защите индивидуального итогового проекта организации методического сопровождения педагогов, с учетом решения педагогического совета (протокол № _____) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Назначить координатором работы над индивидуальными проектами учащихся 10 классов Гамзатову Н.К., заместителя директора по ИКТ. 2. Гамзатовой Нурижат Казбековне и учителям обеспечить в течение 1 четверти выбор тем и закрепление учащихся за учителями 3. Утвердить: 3.1.Положение об (Приложение № 1) индивидуальном итоговом проекте 3.2.График работы над проектом учащихся (Приложение №2) 4.Контроль за исполнением приказа оставляю за собой ё у&г Директор С приказом ознакомлены : Азизова P.M. учащихся Приложение №1 Утверждено приказом от 15 Положение об итоговом индивидуальном прде^те обучающихся 10 классов 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной образовательной программы МБОУ «Гимназия №56». 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС СОО. 1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. 1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. 1.6. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования, преподаватель ВУЗа. 1.7. Темы, проблемы проектов предлагаются обучающимися. Темы ИП утверждаются приказом по школе. 1.8. Проект может быть только индивидуальным. 1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Цели и задачи выполнения ИП 2.1. Цель выполнения ИП: 2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. 2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации. 2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. 2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. 2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2.2. Задачами выполнения ИП являются: 2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). 2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления. 2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом 3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): определение проблемы, формулировка темы и выбор руководителя проекта, 3.3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 3.4. Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы. 3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. 3.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. 4. Требования к оформлению ИТТ (Приложение 1-3) Возможные типы работ и формы их представления Проектный продукт Тип проекта Цель проекта костюм, анализ данных Практико Решение макет, ориентированный, практических задач. социологического опроса, модель, социальный атлас, атрибуты Исследовательский музыкальное Доказательство или произведение, несуществующего опровержение мультимедийный государства, какой-либо продукт, бизнес-план, гипотезы. отчёты о проведённых веб-сайт, Информационный Сбор информации о исследованиях, видеофильм, каком-либо объекте праздник, или явлении, анализ выставка, публикация, информации. газета, буклет путеводитель, Творческий журнал, Привлечение реферат, интереса публики к действующая фирма, справочник, игра, проблеме проекта. Игровой или ролевой система школьного карта, Представление самоуправления, коллекция, опыта участия в решении проблемы компьютерная анимация, серия иллюстраций, учебное пособие, оформление кабинета, проекта. чертеж, экскурсия. пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: естественно-научные исследования; исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); экономические исследования; социальные исследования; научно-технические исследования. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе). 5. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применени обучающимися универсальных учебных действий Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный проект.На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены: актуальность проекта; положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора,так и для других людей; ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. Цель, задачи. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, таки другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы. 7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками. 6. Требования к процедуре проведения защиты проекта 6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 6.2. К защите ученик представляет проектный продукт, паспорт, печатное описание проекта. 6.3. Место защиты ИП - образовательная организация или выступление на конференции в ВУЗе. 6.4. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы. 6.5. Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представить администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, представители Управляющего Совета учреждения, представители ВУЗов. 6.6. ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями. 6.7. Для защиты ИП выделяется 1 день до 10 мая. 6.8. Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты). 6.9. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите. 6.10. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться высший балл и от защиты в 0 0 он освобождается. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта 7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: 7.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; 7.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; 7.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 7.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. Основные требования к инструментарию оценки сформированност универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; оценивание производится на основе критериальной модели; для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация; результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся. Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня Критерий Содержание критерия Самостоятельно е Способность приобретение определить проблему и знаний и выбрать способы её решение решения, найти и проблем обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробаци ю принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и г. п. Знание предмета Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый (1 балл) Повышенный (2-3 балла) Работа в целом Работа в целом свидетельствует о свидетельствует о способности способности самостоятельно с самостоятельно опорой на помощь определять проблему руководителя и находитьпути её определять проблему решения; и находить пути её продемонстрировано решения; свободное владение продемонстрирована логическими способность операциями, приобретать новые навыками знания и/или критического осваивать новые мышления, умение способы действий, самостоятельно достигать более мыслить; глубокого понимания продемонстрирована способность на этой изученного основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки понимания проблемы Продемонстрирован о свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Продемонстрирован Работа тщательно ы навыки спланирована и определения темы и последовательно планирования реализована, работы. своевременно все Работа доведена до пройдены конца и представлена необходимые этапы обсуждения и комиссии; представления. некоторые этапы и выполнялись под Контроль коррекция контролем и при осуществлялись поддержке руководителя. При самостоятельно этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Коммуникация Умение ясно изложитьи оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Продемонстрирован ы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Работа учащегося оценивается по 4 направлениям: Критерии Постановка проблемы, темы Всего выбор Содержание критерия Кол-во факт баллов 1 Понимает проблему, сформулированную с помощью учителя. ИЛИ Самостоятельно формулирует проблему, 2 объясняет выбор темы Самостоятельно формулирует тему +2 Уверенно аргументирует актуальность выбранной +2 темы (или ракурса темы) Максимальное кол-во баллов - 6 баллов Формулирует и понимает цель, умеет выделить задачи 3 Задачи соответствуют цели 3 Анализирует ресурсы, необходимые для выполнения 3 проекта Всего Максимальное кол-во баллов - 9 баллов 3 Самостоятельно определил последовательность действий, составил план 3 Самостоятельно спланировал время работы над Планирование проектом и рационально его распределил Соблюдает план взаимодействия с куратором 2 Понимает, как будет использоваться его продукт в 3 дальнейшем Всего Максимальное кол-во баллов - 11 баллов Информация получена из 1-2 источников 1 ИЛИ Объем информации достаточно полный (3 и 2 более источника), источники разноплановые Поиск и получение +3 Осуществлял поиск информации по теме проекта информации самостоятельно Обосновывает использование источников +3 определенного вида Всего Максимальное кол-во баллов - 8 баллов Демонстрирует владение информацией по теме 4 Обработка Интерпретирует информацию в соответствии с целями 4 информации и задачами проекта Всего Максимальное кол-во баллов - 8 баллов Самостоятельно формулирует выводы по результатам 3 Выводы по работы полученной Выводы соответствуют поставленным целям и задачам, 3 информации Самостоятельно анализирует перспективы проекта 2 Всего Максимальное кол-во баллов - 8 баллов Максимум - 50 Итого Целеполагание Оценка результата (продукта) Критерии Функциональность Эстетичность Новизна Оригинальность Уникальность Всего Максимальное количество баллов 10 10 5 5 5 35 Оценка процесса защиты проекта Критерии оценки Содержание критерия Кол-во баллов и 3 Структурированность и Структурированно, обеспечивает понимание логичность (до 3 баллов) доступность содержания выступления Структурировано, но нет логики в построении 2 выступления Структура отсутствует 1 Качество выступления (до 3 баллов) Взаимодействие аудиторией (до 3 баллов) Наглядность представления (до 3 баллов) Самооценка* (до 3 баллов) Выступление выразительное, грамотная речь, хорошая связь с аудиторией Выступление упорядоченное, но названные умения продемонстрированы в средней степени Доклад зачитывается по подготовленному тексту на вопросы аргументированно, делает с Отвечает самостоятельные выводы, задаёт встречные вопросы для уточнения, импровизирует Отвечает на вопросы убедительно и аргументированно С трудом отвечает на наводящие вопросы Не может чётко ответить на большинство вопросов. Выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не дублирует текст слайдов, представлены графики, таблицы, фотоматериалы и т.д. Наглядность красочная, но перегружена текстом, основные мысли не выделены. Представленный наглядный материал неэффективный, малоинформативный. Представлена оценка и анализ своей работы на высоком уровне Анализ работы неполный, поверхностный 3 2 1 3 2 1 0 3 2 1 3 Анализ работы отсутствует регламент Не соблюдение регламента -1 Итого максимум 15 * Одной из особенностей работы над проектом является рефлексивная самооценка хода и результата работы. Это позволяет, увидеть допущенные ошибки и недостатки работы. На этапе представления результатов автору предлагается проанализировать процесс работы над проектом и его результат. Качество самооценки оценивается в баллах в блоке «Оценка процесса защиты». Оценка реферативной (теоретической) исследовательских и информационных проектов): Критерии Актуально сть, новизна работы Методы исследован ИЯ Качество содержани я части работы* (только Содержание критерия Работа является новой, автор обращается к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов Автор грамотно сформулировал актуальность данной темы Оригинальность, неповторимость проекта для Колво балло в 0-1 0-1 0-1 Применение практических методов исследования (наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, 0-2 измерение, сравнение, эксперимент, лабораторный опыт, моделирование и др) Целесообразность применяемых методов 0-1 Правильно сформулированы цель, задачи проекта Логичность построения работы Научность, использование терминологии Источники информации (актуальность, достоверность, объем) Наличие и соответствие выводов, поставленным целям 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 Теоретичес Работа интересна в практическом плане кая и/или Работа интересна в теоретическом плане практическ ая Работа имеет перспективы развития ценность Титульный лист Создание макета документа (форматирование текста, нумерация, Оформлен параметры страниц, поля, междустрочные интервалы) ие работы Оформление оглавления, заголовков, разделов, подразделов Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений Оформление информационных источников Наличие сносок Итого максимум 0-1 0-1 0-1 0-1 0-1 0-1 0-1 0-1 0-1 25 Итоговая оценка Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. Итоговая оценка индивидуального итогового проекта является суммированным результатом коллегиального решения всех членов комиссии и оценок за каждый этап защиты. Все полученные баллы суммируются и переводятся в оценку: Индивидуальный проект. ■S «Отлично» - 90 - 100 баллов ■S «Хорошо» - 60 - 89 баллов •S «Удовлетворительно» - 30-59 баллов Учебное исследование. ■S «Отлично» - 100-125 баллов ■S «Хорошо» - 70 - 99 баллов ■S «Удовлетворительно» - 69 - 40 баллов Помимо оценки, работа может получить особые рекомендации комиссии. Отметка за выполнение проекта может быть занесена в аттестат отдельной строкой «Выполнение итогового проекта». 8. Документация 8.1. Для учащихся • Этапы Подгото вка Планиро вание Процесс проекти рования Итог Индивидуальный план выполнения проекта. Планируемая Дата фактичес дата Виды деятельности ки исполнения Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ Самостоятельная работа Оформления записки, плакатов и дрДостигнутый результат Оформление Подпись руководите ля Защита 8.2. Для классного руководителя • Лист ознакомления родителей: №п/п ФИО ученика Тема проекта Дата Дата выполнения защиты проекта Подпись родителей 1. 2. ... и т.д. Приложение 1 Требования к содержанию проектной работы Учебный проект включает: паспорт проекта, дневник исследовательской работы или теоретическая часть проекта, продукт. • Паспорт проекта (приложение 1.1, приложение 1.2.) • Дневник проекта - это отчёт о исследовательской деятельности учащегося, в котором отражены этапы работа над проектом, от возникновения идеи до получения продукта и его оценки. Дневник проекта оформляется в специальной тетради или на стандартных листах белой бумаги печатным способом. Разделы дневника проекта: 1. Обоснование проблемы и выбора темы проекта. 2. Формулировка цели проекта. 3. Описание проектного продукта. 4. Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе. 5. Самоанализ итогов работы. 6. Список литературы. 7. Дополнительные материалы (в качестве дополнительных материалов могут выступать историческая справка, словарь терминов, результаты исследования, фотографии, рисунки, другие вспомогательные материалы, которые были необходимы для создания проектного продукта). • Продукт должен отражать творческую индивидуальность автора, быть посильным в создании, иметь практическое применение. Продуктом могут выступать макеты, модели, схемы; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры; эссе, рассказы, стихи, рисунки, сборники; результаты исследовательских экспедиций; самостоятельно снятые документальные фильмы, видеоролики, мультфильмы; мастер-классы, выставки, игры, тематические вечера, концерты, театрализованные постановки; сценарии мероприятий и др. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в ходе проведения школьной конференции исследовательских работ и учебных проектов, семинаров и круглых столов, праздников и других общешкольных мероприятий. Приложение 1.2. Паспорт проекта 10 класс. № 1 Параметры Название проекта (тема) 2 Направление, предмет ная область проекта Тип проекта Цель проекта 3 4 5 Задачи проекта (не более 5) 6 Аннотация проекта (актуальность проекта: краткое обоснование выбора, личностная значимость; содержание проекта(кратко)) Планируемые результаты в ходе работы над проектом: - личностные 7 - метапредметные - предметные 8 9 10 11 12 Предполагаемый продукт проекта Необходимое оборудование, ИКТ Самооценка (на этапе предзащиты) Разработчик проекта: -ФИО - класс Руководитель: -ФИО - должность Характеристика проекта Приложение 2.1 Требования к оформлению теоретической части проекта 1. Общий объем описания проекта должен составлять не менее 10 и не более 25 печатных страниц. 2. Текст должен быть набран на компьютере, шрифт 14, TimesNewRoman, интервал 1,5. Поля: верхнее -2см,нижнее-2см, левое Зсм,правое 1,5см. 3. Текст печатается на одной стороне страницы, ссылки на источники указываются в скобках, например (4, стр.6-7), где «4»-это номер источника в списке литературы. 4. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; на титульном листе номер страницы не ставится. 5. Новый раздел начинается с новой страницы. 6. Теоретический и практический разделы должны иметь наименования ( в соответствии с темой проекта). 7. Название раздела печатается заглавными буквами, жирным шрифтом. 8. Разделы нумеруются римскими цифрами. Список литературы и приложение не нумеруются. 9. Проект должен иметь титульный лист. (Приложение №3) 10. Список литературы формируется в соответствии с ГОСТом: - печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Г од издания. Количество страниц. - сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс. Приложение 2.2 Требования к содержанию и оформлению исследовательской работы Исследовательская работа должна иметь характер научного исследования, центром которого является проблема (некрупная, не глобальная). Реферативные работы к рассмотрению не принимаются. Требования к содержанию и оформлению работы соответствует традиционным стандартам описания результатов научных исследований. Исследовательская работа должна содержать: • Титульный лист (наименование конференции, название секции, тему работы, сведения об авторах (ФИО, класс и учебное заведение, название населенного пункта) и научных руководителях (ФИО, ученая степень и звание, должность, место работы) - см. прил.4). • Оглавление (основные заголовки работы и соответствующие номера страниц). • Введение (формулировка проблемы, отражение актуальности темы, определение целей и задач, объекта и предмета исследования, характеристика метода в исследования, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы). • Основную часть (информация, подразделенная на главы: описание рассматриваемых фактов, характеристика методов решения проблемы, сравнение известных и новых предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения - эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). • Заключение (выводы и результаты, полученные автором, указание, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по практическому использованию результатов исследования). • Список использованных источников и литературы (публикации, издания и источники, использованные автором, расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные). • Приложения (необязательная часть: иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием). Оформление работы Текст работы предоставляется в файле MS Word в виде документа для печати на бумаге формата А4. Шрифт - типа Times New Roman Суг, размер 12-14 пт, межстрочный интервал 1,5-2. Страницы должны быть пронумерованы. Имя файла - «Фамилия автораР AEOTA.doc» (например: СтепановР AEOTA.doc) Объем работы - не более 10 страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать еще до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте на них должны содержаться ссылки. Приложение 3 (ОБРАЗЕЦ) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №56» Комиссия по итоговой аттестации Секция Математика Название работы проект или исследовательская работа Автор: Магомедова Айшат Ахмедовна, учащаяся 10 СГ класса Научный руководитель: Алишейхова Патимат Абдурахмановна, учитель математики 2022 - 2023 учебный год г. Махачкала Утвер: приказом д: от 15 сентя Приложение №2 щ * и н н о‘* ЛРт Г рафик работы над индивидуальным проектом. обучающихся 10-х классов в 2022-2023 учебном году Примерный срок выполнения Этап работы сентябрь Определение направления, научной темы проекта (исследования). Совместная работа по постановке цели и задач проекта (исследования). Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения. Рекомендации по сбору материала. Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Сбор информации. Описание теоретической части проекта (исследования). Помощь в составлении списка информантов. Работа с информантами, сбор материала у носителей культуры Оказание помощи в проведении опытно-экспериментальной части работы. Рекомендации по написанию аналитической часть работы. Корректировка описания опытно-экспериментальной части. Рекомендации по составлению буклета. Проверка выводов на основе выполнения задач проекта, советы и рекомендации по написанию заключения. Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления. Проверка оформления работы, корректировка, советы по составлению презентации для защиты Корректировка текста работы , исправление замечаний. Окончательное оформление работы. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Проверка тезисов выступления и презентации. Защита завершенного проекта на школьной конференции. Отметка за проект. октябрь октябрьноябрь ноябрь декабрь январь январьфевраль март март апрель